НЕФРОСТОМА

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ:
УСТАНОВКА, УХОД, УДАЛЕНИЕ
Нефростома – это дренажный катетер у которого один конец фиксируется в почечной лоханке, а противоположный конец выводится наружу со стороны поясницы и соединяется с мочеприемником. Отток мочи происходит в мешок для сбора мочи.

Нефростому устанавливает уролог в ходе хирургической операции, которая проводится с помощью УЗИ или рентген-аппаратов для исключения риска повреждений почечной артерии или лоханки. Такая операция называется нефростомия.
Когда необходима нефростома?
Нефростомия может выступать как в роли временного решения проблем с выделением, так и паллиативной, т.е. постоянной постоперационной помощи, поддерживающей функционирование организма.

Показания для нефростомии следующие:
  • опухоли почки или других органов мочевыделительной системы,
  • гидронефроз – прогрессирующее расширение лоханки и чашечек в почках из-за нарушения оттока мочи, что приводит к атрофии тканей почек,
  • мочекаменная болезнь с конкрементами (камнями) большого размера,
  • метастазы опухоли, сдавливающие органы малого таза,
  • непроходимость мочеточника.
Нефростомия восстанавливает выведение мочи и предотвращает развитие воспалений, которые приводят к недостаточности почек – как острой, так и хронической.
Установка нефростомы: операция
Она проходит с помощью местной анестезии. Сама процедура занимает до 30 минут. Существует несколько способов установки нефростомы, наиболее щадящий метод - чрескожная пункция.
К тому же его пациенты переносят лучше всего, что важно, если речь идет о пожилых людях, детях или беременных.
Врач прокалывает пункционной иглой кожу, подкожную клетчатку, мышцы и ткани почки, наблюдая за монитором, чтобы максимально точно попасть в лоханку, не нанеся ущерба остальным тканям. Следом за иглой он вводит трубку для дренажа и соединяет ее с мочеприемником.

(использовано видео по материалам Мед2Мед.ру)
После операции
Пациенты, как правило, быстро восстанавливаются – в первые сутки после операции они могут передвигаться по палате. Врач прописывает курс антибиотиков длительностью в 5-7 дней, чтобы не допустить развития инфекционного процесса. В течение 2-3 дней после нефростомии в мочеприемнике может появляется кровь из-за повреждения почечных сосудов, но через 3 дня кровотечение должно сойти на нет. Если в мочеприемнике все еще есть кровь спустя 3 суток, то нужно немедленно обратиться к врачу.
Мочеприемник для нефростомы
Мешок для нефростомы выбирают исходя из того, в каком состоянии находится пациент и какой образ жизни он намерен вести. Лежачим пациентам рекомендуют прикроватные изделия, а тем, кто может передвигаться – ножные, которые крепятся к бедру или голени.

Объем мочеприемника тоже зависит от положения: лежачим пациентам лучше ориентироваться на 1,5-2 литра, тем, кто передвигается в переделах квартиры или палаты – до 1,5 литров, а людям, которые продолжают вести активную жизнь – до 800 мл.
В любом случае его следует регулярно опорожнять – лучше всего, когда мешок наполняется на две трети. Если он будет слишком наполнен, то есть риск заброса мочи по трубке обратно в лоханку почки.
Уход за нефростомой в домашних условиях
Самое частое осложнение, с которым сталкиваются пациенты после нефростомии – инфекции и воспаления из-за недостаточного ухода. В нашей клинике этим занимается медицинской персонал, но дома уход за нефростомой становится задачей пациента или его близких

Это следует делать регулярно, тщательно и правильным образом.

Уход за нефростомой: алгоритм действий:

1. В первую очередь следует отказаться от спорта, физических нагрузок и ограничить активные действия, т.к. самое важное – это предотвратить выпадение трубки, ее смещение или деформацию.
  2. Сохранять чистоту и сухость кожи вокруг нефростомы – для этого служат специальные стерильные фиксирующие повязки. В первые 2 недели повязки меняют каждый день, а затем – 1 раз в 2 дня. При любом намокании или загрязнении ее тоже необходимо сменить.
Техника:
  • после удаления старой повязки очистить кожу вокруг трубки марлевым тампоном с физраствором в радиусе 5-6 см вокруг трубки,
  • дать высохнуть,
  • обработать антисептиком,
  • наклеить новую повязку.
ВАЖНО: Все процедуры по уходу за нефростомой следует проводить после тщательного мытья и дезинфекции рук, в одноразовых стерильных медицинских перчатках.

• В положении стоя и при ходьбе мешок для сбора должен располагаться ниже области почек. Для этого мешок для сбора мочи можно закрепить липкой лентой на бедре или поместить его в спе­циальную сумку.

• В положении лежа мешок для сбора мочи дол­жен быть расположен ниже уровня положения тела. Для этого мешок для сбора мочи следует по­местить сбоку от кровати. Располагать мешок для сбора мочи на полу нельзя.

• Контролируйте фиксацию нефростомы и следите за состоянием кожи вокруг нефростомы, а также за появлением выделений вокруг нефростомы.

• Вы можете принимать душ, но место вхождения трубки должно оставаться сухим. Повязку можно защитить полиэтиленовым покрытием (пакетом), таким образом ваша повязка будет полностью закрыта.

• Применяйте мешок для сбора мочи, который можно опустошать через пробку, расположенную в нижней части мешка. Опустошайте мешок для сбора каждые 4–5 часов, или по мере его заполнения.

• Меняйте мешок для сбора через 1–2 недели по мере необходимости. При повреждении мешка или в случае засора мешок следует менять чаще.

• Пейте не меньше 1,5–2 литров жидкости в день. Употребление большего количества жидкости способствует улучшению проходимости мочевых путей и нефростомы и препятствует появлению осадка и развитию воспаления.
Жизнь с нефростомой
Не секрет, что образ жизни после установки дренажа меняется: люди, привычные к физической активности и занятиям спортом, вынуждены от них отказываться, однако это необходимо для правильной работы почечного дренажа.

Есть ряд несложных рекомендаций, которые упрощают жизнь с нефростомой:
  • выбирайте свободную одежду,
  • всегда опустошайте мочеприемник перед выходом из дома,
  • соблюдайте правила гигиены – тогда не будет неприятного запаха,
  • хорошо фиксируйте на коже катетер для нефростомы,
  • избегайте резких движений.
Главный вопрос который задают пациенты при выписке – какая одежда должна быть для нефростомы. Можно носить повседневную одежду, как и до операции, главное правильно зафиксировать катетер пластырем, во избежание его случайного выдергивания или смещения.
Замена нефростомического дренажа
Смена нефростомической трубки необходима потому, что моча содержит слизь, соли, фибрин, которые формируют осадок, нарушающий проходимость катетера. Также замена нефростомы проводится в случае ее смещения или выпадения.

Врач-уролог производит замену трубку раз в 2-3 месяца, происходит это в нашем стационаре, под рентгенконтролем.

Смена нефростомы безболезненная процедура, потому что производится уже через сформированный свищевой ход и не требует нового прокола в коже.
На какое время устанавливается нефростома?
Катетер для нефростомы далеко не всегда устанавливается на всю жизнь.
Во-первых, постоянная нефростома необходима лишь при определенных состояниях организма (например, поздние стадии раковых заболеваний).
Во-вторых, необходимость в катетеризации может исчезнуть после успешно проведенного лечения.
В-третьих, чаще всего нефростома нужна как временная мера при выполнении некоторых операций (перкутанная нефролитолапаксия) или диагностических процедур на органах выделительной системы.
Таким образом, многим пациентам спустя некоторое время нефростома удалется.

Удаление нефростомы
Когда проходимость мочевых путей полностью восстановлена - врач удаляет нефростому.
Показания к удалению дренажа таковы:
  • полностью восстановился нормальный отток мочи после окончания лечения,
  • пациент хорошо себя чувствует, нет ни признаков воспаления, ни симптомов интоксикации (по данным лабораторных анализов),
  • моча нормального цвета и прозрачности
Пациент сдает анализы крови и мочи, проходит дополнительные методы обследования (рентгенографию или КТ почек).

Если результаты исследований указывают на благоприятное состояние пациента, то врач осторожно вытягивает трубку из отверстия. Процедура удаления нефростомы полностью безболезненная.

После удаления дренажа место прокола на коже заживает за несколько дней при правильном уходе - наложении повязки и обработке антисептиками.
ОСЛОЖНЕНИЯ
НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО обратитесь к своему лечащему врачу или в отделение урологии, если:

• температура тела выше 37,8 С, возникновение болей в боку.
  • возникло подозрение на воспаление мочевыводящих путей – если моча станет кровянистой, мутной или приобретет неприятный запах, повысится температура или появятся боли в боку;
  • возникло покраснение кожи или выделения вокруг нефростомы, промокание повязки мочой.
  • при малом объеме выделяемой мочи, или нет поступления мочи в мочеприемник в течение 3 часов.
  • трубка нефростомы сломалась или засорилась
  • трубка нефростомы выпала
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Как спать с нефростомой?
Ответ:
Перед тем, как лечь спать, трубку катетера нужно приклеить к коже обычным лейкопластырем - отступив примерно 3 см от самой нефростомы. Прикрепить трубку можно к боку или животу. Если зафиксировать катетер на бедре, есть риск выдернуть его, при непроизвольном движении ног во сне.

Если нефростома выведена из одной почки, тогда можно выбрать удобное для вас положение на противоположном боку или на спине, подложив под трубку небольшой валик, если же нефростома установлена в обеих почках, тогда спать следует только на животе.
Вопрос:
Что можно есть с нефростомой?
Ответ:
После выведения нефростомы никакой диеты нет, вы может питаться так же, как питались до операции. Но стоит обратить внимание на количество выпитой жидкости в день. Суточная норма должна составлять не менее 2 литров.
Вопрос:
Можно ли работать с выведенным катетером нефростомы?
Ответ:
Если ваша должность не предусматривает тяжелый физический труд, тогда работать можно, в остальном трудовая деятельность противопоказана. Но, все-таки, мы рекомендуем сначала проконсультироваться с лечащим врачом.